После того как воронежский рынок офисной и торговой недвижимости стал близок к насыщению, инвесторы обратили внимание на новый, неосвоенный сегмент — гостиничную недвижимость. При этом уже существующие на рынке гостиницы нельзя назвать переполненными. Эксперты дают разные оценки их средней загруженности — от 45 до 60%. Должна ли вместе с появлением новых игроков упасть заполняемость номеров? Как показывает опрос отельеров, обостряющаяся конкуренция их совсем не пугает. Почему?
Причина 1. По мнению бизнесменов, воронежский рынок гостиниц находится на начальной стадии развития.
— Гостиничный рынок любого российского региона на сегодня далек от насыщения, — рассказывает генеральный директор управляющей компании «РосИнвестОтель» и гостиничной сети VOYAGE Hotels&Resorts Кирилл ИРТЮГА (Москва). — Опыт показывает, что оценить необходимый объем номеров для города можно по следующим параметрам. В среднем по Европе на 1 тысячу жителей приходится 10 номеров, или 17 мест размещения. Да, в Европе люди путешествуют чаще, но развитие спроса на гостиницы в России можно измерять европейскими категориями — в последние годы турпотоки постоянно растут.
Аналитики компании «ИнвестОценка» подсчитали, что сейчас в Воронеже представлено чуть более 2 тыс. гостиничных номеров всех типов. Обеспеченность населения Воронежа гостиницами составляет 2,06 номера на 1 тыс. жителей. Получается, что по расчетам рынок гостиниц способен выдержать как минимум четырехкратное увеличение предложения. Эксперты считают, что в Воронеже постепенно происходит увеличение туристического и делового потоков. Оно вызвано повышением общей деловой активности региона, инвестиционного интереса, экономического развития, а также развития туристической индустрии в регионе. Соответственно, будет расти спрос на гостиничные номера.
Причина 2. Для качественных проектов, как считается на рынке, найдется спрос и потому, что сегодня основной номерной фонд Воронежа представляют гостиницы низкого качества.
Аналитики «ИнвестОценки» подчеркивают, что обеспеченность Воронежа качественным номерным фондом гостиниц составляет всего 1,27 номера на 1 тыс. жителей. Больше трети номеров относится к категории 2 звезды и ниже, включая хостелы и гостиницы квартирного типа.
— То, что у нас есть, — по большей части места для ночлега, а не гостиницы, — говорит директор и владелица отеля «Яр» Яна ЧЕРНЫШОВА. — Настоящая гостиница должна иметь свою мощную инфраструктуру.
Александр КАЛТЫКОВ, управляющий партнер группы компаний (ГК) «Основа», ведущей строительство гостиницы Hampton by Hilton Voronezh, добавляет:
— Понятие «качественный номерной фонд» будет меняться в сознании людей. Сейчас это те гостиницы, которые немного лучше, чем другие. Но скоро заговорят именно о международных стандартах как понятии качественности.
Причина 3. Некоторые отельеры надеются, что к моменту запуска гостиниц в эксплуатацию придут далеко не все заявленные проекты. Следовательно, это снизит уровень конкуренции в городе, и те, кто завершит объекты, будут снимать сливки.
— Строительство гостиниц — дорогой и сложный процесс, — предупреждает Кирилл Иртюга. — От концепции до реализации проходит не менее трех лет. Как показывает практика, от заявления гостиничного проекта до его запуска проходят путь не более 40% проектов.
Впрочем, есть и другое мнение. Некоторые эксперты полагают, что сегодняшний объем заявленных гостиничных проектов завтра приведет к насыщению местного рынка.
По мнению главного редактора портала ProHotel Эдуарда ДЕМИДОВА, при оценке потенциала рынка бизнесмены руководствуются лишь показателями пиковой загрузки гостиниц. Она может составлять до 60% заполняемости, в идеальных ситуациях — до 75%. Но…
— Среднегодовой спрос в Воронеже — это уже другие цифры, примерно 40%. Плюс должно быть аккумулирование клиентских потоков в гостиницы, в этом должна помогать региональная власть. Вот город Мышкин1, из него сделали бренд, открыли музеи, привлекают туристов. А Воронеж пока не работает в этом направлении.
Что предпримут отельеры в ситуации, если рынок перенасытится предложением? Посмотрим с точки зрения маркетинга. Понятно, что продвижение гостиниц — это целый комплекс сложных работ, мы же рассмотрим лишь некоторые возможные направления.
Продвижение в Интернете
Директор сети «Мир гостиниц» Наталья ЩЕДУХИНА отмечает, что до 80% информации о гостиницах потенциальный клиент получает из Интернета. Поэтому необходим постоянно обновляемый сайт отеля, яркие информативные фотографии, онлайн-система бронирования, страницы в социальных сетях, информация о гостинице на сайтах туроператоров. Кирилл Иртюга добавляет к этому списку букинговых операторов, сайты города и путеводители по регионам.
А Александр Калтыков планирует использовать уже готовую платформу — сайты бренда Hilton, которые позволят жителям других стран видеть, что в Воронеже есть гостиница, и забронировать номера.
— Мы изучали опыт Hampton by Hilton в Берлине. Загрузка у них 85%. Однако они не тратят ни копейки на продвижение! За них это делает Hilton. Мы тоже пока на это рассчитываем.
Гостиницы как элемент индустрии деловых мероприятий
По мнению Калтыкова, предоставление помещений, к примеру, под различные конференции дает возможность гостиницам активизировать бизнес-поток.
Поиск новых клиентских групп
Кроме бизнесменов-одиночек существуют другие клиентские группы, которые потенциально могут стать гостями отеля. Чтобы превратить гостей в клиентов, нужно формировать спецпредложения и продвигать их по всем доступным каналам.
— Крупных бизнесменов сопровождает команда, которую можно разместить экономично, — рассуждает Яна Чернышова. — Есть люди, которые хотят переехать в Воронеж и, прежде чем купить или снять квартиру, хотят присмотреться к городу. Могут приехать студенты просто посмотреть город.
Предоставление новых услуг
Для каждой клиентской группы требуется свой набор дополнительных услуг. Наталья Щедухина обращает внимание, что пока в Воронеже не представлена, к примеру, услуга детской комнаты на случай, если детям нужно побыть в отеле какое-то время без родителей.
Посещение гостиницы как атмосферное событие
Наталья Щедухина подчеркивает, что в гостинице важно создать необычную атмосферу. Это становится дополнительным инструментом привлечения клиентов. В сети «Мир гостиниц» они реализовали концепцию по принципу «один объект — один город». Например, в «Токио» восточная музыка, картины, аксессуары, японские мотивы на коврах, шкафах.
В отеле «Яр», как рассказала Яна Чернышова, атмосфера создана через отдельные тематические номера. Например, в «Деревенском» стоит настоящая русская печка-мазанка. А в номере «Орловский рысак» по книгам воссоздали жизнь графа Орлова, на стенах повесили картины с лошадьми.
Алексей Бугаев